Осуществлять продажу товара с недостатками, то есть ненадлежащего качества запрещено. Исключением из данного правила является случай, когда наличие недостатков товара было оговорено при заключении договора при его покупке. В остальных случаях закон предоставляет Покупателю, которому был продан товар с дефектами, предъявить Покупателю ряд требований, одним из которых является требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества. При этом покупатель должен заявить продавцу и о своём отказе от дальнейшего выполнения договора купли-продажи или поставки. Помимо указанного требования, Покупатель, купивший продукцию, оказавшуюся дефектной, вправе потребовать: уменьшения её стоимости, устранения недостатков либо возмещения расходов на такое устранение, или замены товара на качественный. Подробнее о порядке предъявления указанных требований можно прочитать в отдельной статье. Здесь же далее будет рассмотрено только право Покупателя на возврат денежных средств за некачественный товар и приведён образец составления необходимой для этого претензии.
Статьи по теме:
Когда покупатель вправе осуществить возврат денег за товар ненадлежащего качества ?
Возможность предъявления покупателем претензии о возврате денежных средств за некачественный товар зависит от ряда факторов, а именно:
- Покупатель является организацией или физическим лицом, осуществившим покупку в целях личного некоммерческого потребления;
- В какие сроки было обнаружено ненадлежащее качество товара.
- Насколько значимым является дефект.
Закон о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества
В тех случаях, когда Покупателем является организация, законом, предоставляющим право заявить о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества и отказе от исполнения договора, является Гражданский кодекс РФ, а именно его ст.475 и 518. В силу указанных норм, вернуть деньги можно в случае, когда дефект товара является существенным. С точки зрения закона существенным является в частности недостаток, который нельзя устранить, либо на его устранение потребуется много времени и/или средств, а равно, когда устранённый дефект выявляется вновь.
Если выявленный недостаток товара по качеству не относится к числу существенных, организация вправе вернуть уплаченные за него деньги только в случае, если это предусмотрено договором с Поставщиком.
При этом следует отметить, что Поставщик, после поступления ему претензии о поставке некачественного товара вправе незамедлительно осуществить его замену. В этом случае право покупателя на возврат денег отпадает.
В тех случаях, когда товар купил гражданин, основным законом, регламентирующем его права, в том числе и предоставляющим возможность заявить о возврате денежных средств покупателю за товар ненадлежащего качества является Закон «О защите прав потребителей.
Статьёй 4 этого нормативного акта установлена обязанность Продавца передать такой товар, качество которого отвечает договору. Если в договоре требования к качеству не установлены, покупателю должен быть продан товар, качественные характеристики которого соответствуют обычным для такого товара требованиям.
Статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей установлено, что в течение 15 (пятнадцати) дней с даты, в которую гражданину передан товар с недостатками, он вправе в том числе требовать и возврата уплаченных за него денег. При этом закон не содержит каких либо уточнений относительно того, насколько весомым должен быть дефект. А вот по окончании указанного срока, права потребителя будут зависеть от специфики купленного товара. В частности, если речь будет идти о покупке технически сложного товара, закон связывает возможность возврата денежных средств за него, отказавшись от исполнения договора только в следующих случаях:
- выявления существенного недостатка;
- нарушении сроков устранения обнаруженных дефектов (такой срок не может быть более 45 дней);
- когда технически сложный товар вследствие необходимости неоднократного устранения разных дефектов, не мог использоваться в течение каждого года больше 30 (тридцати) дней в совокупности. Срок возврата денежных средств за некачественный товар составляет 10 дней.
Можно ли требовать возврата денег за товар, если дефект возник после его покупки ?
То, что недостаток качества купленной вещи возник после её покупки, ещё не означает, что ответственность продавца за него исключается во всех случаях. Решающее значение в данном вопросе имеет причина, вследствие которой дефект, которого на момент покупки не было возник в последствие. Например, одежда или обувь могут порваться как в результате не аккуратной носки, так и по причине использования некачественного материала, нарушения технологии изготовления либо иного производственного брака.
Соответственно, если сама причина последующего возникновения дефекта возникла до передачи товара покупателю, право требовать возврата денежных средств у него есть.
Как заявить претензию на возврат денежных средств покупателю за товар ненадлежащего качества ?
По результатам устной беседы продавцы не всегда соглашаются с требованиями покупателей и отказывают в их удовлетворении. В этом случае нужно написать и вручить продавцу соответствующую претензию на возврат денег за некачественный товар. Она составляется в произвольной форме. В частности за основу можно взять нижеследующий образец такой претензии. Скачать форму претензии на возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества можно в конце данной страницы.
Примерный Образец претензии о возврате денежных средств за некачественный товар
Генеральному Директору ООО «Мебельный клондайк» Абрашкину А.А. г. Самара, ул. Авроры, 199 оф.___ От Лаврентьева М.М. Проживающего: г.Самара, ул.Мичурина, д. 120 кв.___ Претензия на возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества Мной, Лаврентьевым М.М. (Покупателем) 22 апреля 2022г в магазине ООО «Мебельный клондайк», расположенном по адресу: г.Самара, ул.Потапова, д.___ кв.___ был приобретён товар: раскладной диван «Полесье». Факт заключения указанного договора подтверждается контрольно-кассовым чеком. Стоимость приобретённого дивана составила 99 000 (Девяносто девять тысяч) рублей. Денежные средства за товар уплачены Покупателем полностью. На указанный товар Продавцом установлен гарантийный срок, продолжительностью 1 (один) год. Статьёй 4 Закона «О защите прав потребителей» установлена обязанность Продавца передать покупателю товар, качество которого отвечает договору, а при отсутствии требований к условию о качестве - обычно предъявляемым требованиям. 09 сентября 2022г, то есть в пределах установленного срока гарантии у купленного дивана выявлен дефект в виде поломки раскладного механизма. В результате указанной поломки использовать приобретённый товар по его назначению не возможно. В частности диван не возможно сложить. 12 сентября 2022г я обратился в ООО «Мебельный клондайк» с письменным заявлением и просили отремонтировать купленную мебель либо вернуть уплаченные за некачественный товар денежные средства. Мастер, направленный продавцом, осуществил проверку качества, но о причинах дефекта мне не сообщили. Возврат денег за некачественный товар мне не произведён. В связи с изложенным я обратился в организацию, осуществляющую независимую товароведческую экспертизу. По результатам заключения экспертизы поломка раскладного механизма обусловлена заводским браком. При этом сам механизм отремонтировать не возможно. Данный факт подтверждается актом заключения экспертизы от 23 сентября 2022г. Поскольку купленный товар ремонту не подлежит, выявленный дефект является существенным. Пунктом 1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» при продаже некачественного товара Покупателю в том числе предоставлено право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег за некачественный товар. Срок возврата денежных средств за некачественный товар установлен ст.22 Закона «О защите прав потребителей» и составляет 10 дней. Руководствуясь изложенным, ст.ст.4, 18 ст.475 ГК РФ: 1) Заявляю об отказе от исполнения договора купли-продажи дивана от 22 апреля 2022г. 2) Прошу вернуть денежные средства за товар ненадлежащего качества, указанный в настоящей претензии в сумме 99 000 (Девяносто девять тысяч) рублей. 3) Возместить убытки в виде расходов на проведение независимой экспертизы в связи с продажей некачественного товара в сумме 4 900 (Четыре тысячи девятьсот) рублей. 4) Возврат денег за некачественный товар и проведение экспертизы прошу оплатить по следующим банковским реквизитам: ОАО Банк, расчётный счёт _____________, получатель:_____________. Если указанные в претензии требования не будут выполнены в установленный Законом 10 (десяти) дневный срок, я буду вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. Приложение: 1.Копия акта независимой экспертизы качества от 23 сентября 2022г; 2.Копия кассового (товарного) чека о покупке товара Лаврентьев М.М. _________________ 15.10.2022г
Срок возврата денежных средств за некачественный товар
Законом срок возврат денежных средств за товар установлен только когда покупателем является физическое лицо, сделавшее покупку в целях личного использования, не связанного с коммерческой деятельностью. В частности, как указано в ст.22 Закона «О защите прав потребителей» требование уменьшить стоимость товара, возместить затраты, понесённые в связи с устранением дефектов, возмещении убытков, а так же требование о возврате денежных средств покупателю при продаже некачественного товара должны быть выполнены в течение 10 (десяти) календарных дней. Указанный срок возврата денег начинают исчислять со дня предъявления покупателем одного из перечисленных требований.
В тех случаях, когда товар приобретался организацией или Индивидуальным предпринимателем, возврат денежных средств покупателю за некачественный товар должен производится в сроки, установленные договором. Если такие сроки договором не установлены, деньги нужно вернуть в разумный срок.