Ответственность сторон по договору возмездного оказания услуг

Как и в любом ином случае ненадлежащего исполнения своих обязательств, неисполнение договора услуг чревато наступлением отрицательных последствий. Ответственность сторон по договору оказания услуг за его нарушение устанавливается законодательством либо соглашением. Её виды и размер базируются на нормах гражданского права и могут быть различны.

Ответственность сторон договора возмездного оказания услуг

Важным принципом, действующим при привлечении к ответственности является постулат о том, что отсутствие вины в нарушении условий обязательства обязано доказать лицо, их нарушившее. Когда нарушителем является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, оно должно отвечать, если не представит доказательств того, что соответствующее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть экстраординарных и непредотвратимых обстоятельств (п.2, 3 ст.401 ГК РФ). Например, ответственность исполнителя по договору оказания услуг не должна наступать, если выполнению обязательств помешало какое-либо стихийное бедствие, техногенная или социальная катастрофа, военные действия или иные подобные чрезвычайные причины.

Статьи по теме:

Претензия по качеству услуг

Виды ответственности сторон по договору возмездного оказания услуг

Исполнитель или Заказчик могут быть подвергнуты следующим мерам наказания за неисполнение возложенных на них обязанностей:

  • Уплата штрафных санкций (неустойки, пени). Применяется в случаях, когда их уплата предусмотрена соглашением, а в отдельных случаях, может быть установлена законодательством);
  • Выплата процентов за пользование денежными средствами.
  • Компенсация причиненных убытков;
  • Возмещение причинённого вреда.      

Указанные негативные меры ответственности сторон по договору оказания услуг равным образом могут быть применены к обеим сторонам при наличии к тому соответствующих причин.

Основания ответственности исполнителя по договору оказания услуг

Основания для применения санкций  к исполнителю обусловлены кругом его обязанностей, которые он должен выполнить. В частности основными его обязанностями является оказание услуг в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки.

     Соответственно, поводы для привлечения  к ответственности исполнителя могут быть следующие:

  • услуги не оказаны либо оказаны в неполном объёме;
  • просрочен согласованный срок оказания;
  • качество услуг не соответствует установленным законодательством или соглашением сторон требованиям.

Ответственность исполнителя по договору оказания услуг в примерах из судебной практики

Убытки:

Под убытками понимают расходы, осуществленные лицом либо которые оно должно будет осуществить для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а так же неполученные доходы (упущенная выгода).

Пример судебной практики:

05.11.2018 из помещения магазина  произошла кража ювелирных изделий.

Истец предъявил Охранному предприятию требования о возмещении ущерба в размере Двадцать миллионов сто тридцать восемь тысяч сто восемьдесят девять рублей.

Приговором суда по уголовному делу установлено, что 05.11.2018 преступная группа М.С., А.М. Е.Г., повредили одну из стен здания и через возникший проем вошли в здание ювелирного магазина «Магнолия», откуда похитили ювелирные изделия.

Установлено, что сотрудниками Охранного предприятия при выезде на место срабатывания сигнализации в вышеуказанном магазине, ненадлежащим образом выполнены их обязанности. Не в полном объеме была обследована территория магазина «Магнолия». Вместо обследования указанной территории, сотрудники ЧОП ожидали прибытия руководства магазина у его входа, что привело к утрате времени и возможности для преступников скрыться с места совершения преступления незамеченными.

Из видеозаписи, просмотренной судом, следует, что в 06 час. 11 мин. сотрудники ООО ЧОП «Страж» в количестве двух человек, на автомобиле прибыли к фасаду здания магазина «Магнолия», при этом один из сотрудников подошел к входной двери магазина, ничего не обнаружив, вернулся в автомобиль, где экипаж и дождался прибытия собственника магазина в 06 час. 26 мин.

В это же время, как следует из видеозаписи «В01» (камера внутри магазина), в 06 час. 14 мин. в помещение, где расположены ювелирные изделия, вошли преступники. В 06 час. 16 мин. преступники покинули помещение. Доводы ответчика о том, что группа быстрого реагирования прибыла на место преступления вовремя, но уже после того, как преступники покинули магазин, противоречат видеозаписям с камер наблюдения,  подтверждающих бездействия сотрудников ответчика в период совершения кражи.

Суд первой инстанции пришел к основанному выводу о том, что, с учетом возврата ювелирных изделий на сумму 1 671 820 руб., с ответчика в пользу истца следует взыскать 18 466 369 руб. убытков Так же суд удовлетворил требование истца о взыскании процентов, начисляемых по правилам ст.395 ГК РФ на указанную сумму с момента вступления решения в законную силу до дня фактической уплаты долга. (Постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу N А01-2170/2021)

Неустойка.

Обязанность уплаты в пользу заказчика неустойки (штрафа, пени) наступает за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязательств, например, на случай просрочки. Размер санкции и порядок уплаты определяются соглашением сторон.

Пример судебной практики:

По условиям заключённого договора ООО «Проект Антарес» на основании технического задания обязался осуществить разработку проекта модернизации системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Исполнитель сдал результаты работ  с просрочкой 140 дней, что послужило причиной обращения заказчика с соответствующим иском о взыскании неустойки.  ООО «Проект Антарес» свою вину отрицало, ссылаясь на то, что документация не сдана вовремя в связи с её длительным согласованием с третьим лицом. При этом, как заявил ответчик, обязанность по указанному согласованию у него отсутствовала, поскольку это прямо не было предусмотрено соглашением. Суд с указанным доводом ответчика не согласился и взыскал с него неустойку в связи с тем, что указанная обязанность установлена техническим заданием, являющимся частью соглашения о разработке проектной документации.

Ответственность заказчика за нарушение сроков оплаты

Поскольку основной обязанностью заказчика является своевременная приемка и оплата услуг,  его материальная ответственность чаще всего наступает за отказ или просрочку их оплаты.

Так же в качестве меры наказания на заказчика можно возложить обязанность по выплате неустойки  в частности, за следующие нарушения:

  • просрочка приемки результатов исполненного обязательства;
  • Несоблюдение сроков предоставления исходных данных (материалов, документов), отсутствие которых препятствует выполнению обязательств другой стороны;
  • Нарушение иных обязанностей.

Когда ни законом, ни соглашением не установлена ответственность в виде уплаты штрафных санкций, Исполнитель при нарушении денежных обязательств, в том числе просрочки оплаты, может требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренную ст.395 ГК РФ. Проценты начисляются с момента, когда исходя из условий соглашения, должна была быть произведена оплата до фактической даты платежа. Размер процентов определяется размером ключевой ставки, установленной ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки. Когда спор об ответственности сторон договора оказания услуг возник между организациями и/или предпринимателями, до его передачи на рассмотрение арбитражного суда ответчику должна быть направлена претензия.